Собачья этограмма или как одомашнивание изменило собак.

Estimated read time 1 min read
Собачья этограмма или как одомашнивание изменило собак. - Ветеринар

Как сильно одомашнивание изменило нашу диванную собаку? Какие потребности есть у современной собаки, и уверены ли мы, что нам получается удовлетворить их полностью? Собачьи предки могут многое рассказать о наших сегодняшних питомцах.

Собачья этограмма или как одомашнивание изменило собак. - Ветеринар

Предки собак миллионы лет тому назад: Archaeocyon, Phlaocyon и Borophagus. Источник: © National Geographic Society/Corbis

Давайте начинаем с самого начала. В большинстве случаев считают, что первый собачий предок, цимолест, появился на нашей планете около 75 миллионов лет тому назад. Он жил на деревах и был довольно одиноким. Cimolestes спустился с деревьев около 45 миллионов лет тому назад, когда он начал вести более наземный жизненный образ, а еще объединяться в маленькие группы с представителями собственного вида. Borophagines, его наследник, следы жизни которого были найдены 35 миллионов лет тому назад, уже был животным, которое жило и охотилось группами. Первые волкоподобные каниды появились на Земля около 10 миллионов лет тому назад, а 12 000 лет тому назад человек начал процесс одомашнивания собаки.

Сила стаи

Когда мы теперь смотрим на эволюцию собаки с точки зрения сегодняшнего времени, мы представляем две вещи. Во-первых, собаке понадобилось целых 75 миллионов лет, чтобы стать тем животным, которым мы знаем ее сегодня, и, поэтому, многие ее привычки или поведение более глубоко укоренились в ней. Второе, не обращая внимания на то, что мы провели с собаками лишь малую часть времени их существования на земля (0,03%, если быть точным) с момента их приручения, мы все еще надеемся, что за несколько тренировок сможем переучить их природное поведение, сформировавшееся за миллионы лет, только благодаря тому, что они иногда доставляют нам проблемы.

Чтобы понять, что жизнь, которую мы предлагаем нашим собакам, или то, чего мы от них ожидаем, часто расходится с тем, что заложено в их этограмме, давайте проанализируем хотя бы некоторые ее детали (я бы сказал, что этограмма, говоря проще, — это список поведенческих моделей этого вида).

Собаки — прежде всего социальные животные, проживающие в группах. На протяжении веков стая обеспечивала им безопасность и позволяла выжить: в группе легче охотиться на что-то и справляться с возможной опасностью. Между тем, наши собаки остаются одни в доме по восемь часов в день либо даже дольше, уже не говоря о тех собаках, которые, будучи на цепи, фактически никогда не могут установить тесные социальные отношения с человеком. Вопреки популярному мнению, большинство собак не спят блаженным сном в ожидании собственного хозяина — они прислушиваются к любым звукам, доносящимся из-за двери, и неспокойно бродят по квартире. Ночью ситуация часто повторяется — сон не считается для собаки восстановительным, поскольку сон в изоляции требует очень высокой внимательности. Кроме того, собаки имеют естественную предрасположенность к отдыху на высоте (опасность можно быстрее заметить сверху), а кто не знает собаку, которая проводит ночи не только на полу, но и закрытой в пространстве коридора?

Дикие собаки проводят очень много времени в группах, вместе плещутся, живут и передвигаются. На фото: черный американский волк. Источник: Shutterstock

Кроме того, исследования показали, что живущие в природе современные собаки тратят 90% собственного дня на занятия, снимающие стресс, например еда, жевание, общение, обоюдный груминг, исследование местности, отдых и сон, и только около 10% — на стимулирующие занятия, например преследование, игра или защита. Наши собаки проводят много времени в одиночестве, а это означает, как мы уже рассказывали, что они не могут полностью расслабиться, они остаются настороже. Когда мы приходим домой (чему собаки обычно очень рады, так что они все еще находятся в состоянии возбуждения), мы хотим «прогнать их» — дать возможность им наконец немного подвигаться, это полезно для них. Таким образом мы бросаем палки или мячи, которые им так нравятся, не понимая, что такая игра повышает выделение дофамина, адреналина и кортизола, известных как гормоны стресса, в организме собаки.

Необходимость в пространстве

Вечером нередки моменты, когда мы опять оставляем наших собак одних (когда мы встречаемся с компанией друзей или занимаемся собственными увлечениями). Вечером, во время последней прогулки, мы нечасто позволяем собакам свободно нюхать, что считается для них достаточно важным занятием, изначально которые связаны с поиском пищи и являющимся их способом исследования мира (ведь мы не будем гоняться за ними по кустам и не хотим, чтобы они ели пищевые остатки из здешних мусорных баков). Когда приходит ночь, наши собаки опять иногда остаются одни, испытывая разочарование, одиночество и страх.

Здесь также необходимо добавить, что наши собаки часто гуляют на слишком коротких поводках, практически не разрешающих им идти в любом выбранном направлении и обнюхивать определенное место, или на автоматизированных поводках, вызывающих стабильное напряжение в области плеч или шеи и досадное тянущее ощущение. Некоторые также одевают на них шипы или цепи с зажимами, что считается основой дискомфорта, такого как боль или ощущение постоянного, а то и постоянного удушья.

Кроме того, немногие опекуны предоставляют собакам ежедневные возможности для долгого жевания и кусания — занятий, которые уменьшают уровень гормонов стресса и очень делают спокойнее (и на которые собаки, живущие в природе, тратят где то час в день).

Еще один любопытный факт: изучая многие группы диких собак или собак с очень ограниченными контактами с человеком, ученые заметили, что приблизительно до четырехнедельного возраста щенки все время находятся на попечении матери, после, понемногу, они начинают время проводить без нее (но под надзором остальных членов группы), и остаются в тесных отношениях с собственными братьями и сестрами даже приблизительно до девятимесячного возраста. Более того, на протяжении всего этого времени они контактируют как с собственным отцом, так и с другими взрослыми мужчинами в группе.

Дикие собаки в тесных отношениях с собственными братьями и сестрами остаются ровными приблизительно до 9-месячного возраста; щенки в наших домах нечасто имеют подобную возможность. Источник: Shutterstock

Как это связано с жизнью наших собак? Ну, наши щенки как правило не знают собственных отцов и не общаются со взрослыми самцами (поэтому иногда сообщается о частом агрессивном поведении взрослых и молодых собак). Часто, с самого начала жизни, собаки достаются нами из собственных кроваток, берутся на руки, гладятся и целуются, что считается для них большим стрессом. Часто уже в возрасте 6-ти недель их забирают в новые дома, где у них часто нет социальной поддержки со стороны остальных собак, и поэтому им не у кого учиться тому, что означает «быть собакой» и что такое обычное собачье поведение, язык тела и т.д. Обязательно нужно упомянуть, что исследования также подтвердили, что в возрасте от пяти до восьми недель у щенков увеличивается уровень тревожности и желание исследовать новые вещи. Поэтому легко представить, каким стрессом для них считается то, что их забирают от матери, братьев и сестер, и какие результаты это может иметь — наши щенки могут вырасти робкими, неуравновешенными собаками.

Для людей

Поразительно то, что хотя жизнь каждый день наших собак часто так в корне отличается от норм и поведения, которые для них естественны, они, все таки, к лучшему или худшему, способны как-то приспособиться к ней, дожидаясь взамен совсем немногого. Отметим, что наши собаки делают собственные дела собственно тогда, когда мы им это позволяем. Скорее всего, нет другого вида, у которого было бы развито подобное поведение. И вместо того, чтобы преисполниться восхищения их приспособляемостью, мы все еще пытаемся изменить или удалить поведение, которому собак обучали на протяжении 75 миллионов лет. Давайте подумаем об этом в следующий раз, когда захотим запретить собственной собаке грызть палку, принесённую с прогулки в дом (кто будет за ней убирать?), или отругаем ее за то, что она укатила на прогулку с запахами, которые ее обвораживают.

ИСТОЧНИКИ: материалы семинара Андерса Халлгрена «Энергия и мотивация», III.2011, Фонд «Дог Вахта», материалы семинара Эмбер Бэтсон «Поведенческие проблемы у собак», IV 2011, Фонд «Дог Вахта», материалы семинара Эмбер Бэтсон «Заставить собаку замолкнуть при помощи поощрений», XI 2011, Фонд «Дог Вахта»;